«АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ   ЗЕРЕНДІ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ЗЕРЕНДІ АУЫЛЫНЫҢ  № 1 ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ» КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КОММУНАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 СЕЛА ЗЕРЕНДА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗЕРЕНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок по предмету «Самопознание» в 3 «В» классе

13.02.2017

Тема урока: Щедрость и великодушие. 


Цель урока: Расширять представление о щедрости и великодушии. 


Задачи урока: 

Раскрыть значение понятий «щедрость», «скупость», «великодушие»; 
Развивать стремление совершать добрые поступки; 
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям. 


Оборудование:  песня «Дорога к солнцу», мелодия для минутки тишины.

Ход урока:


1. Позитивный настрой. (под музыку)

- Я очень рада видеть  всех вас, ведь каждый из вас как

частичка космоса, как маленькое солнышко: светит и озаряет светом, согревает

всех своим теплом. Радуйтесь, удивляйте и удивляйтесь миром, в котором

живёте. 

- А сейчас, ребята, поприветствуйте наших гостей.

Учащиеся: Здравствуйте!

Миг. 

Не привыкайте к чудесам,- 

Дивитесь им, дивитесь. 

Не привыкайте к небесам, 

Глазами к ним тянитесь. 

Приглядывайтесь к облакам, 

Прислушивайтесь к птицам, 

Прикладывайтесь к родникам,- 

Ничто не повторится. 

За мигом миг, 

За шагом шаг, 

Впадайте в изумленье. 

Все будет так и все не так 

Через одно мгновенье! 

-Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначенельзя! 

-А сейчас сожмите ладошку в кулак. Как вы думаете, на что похож наш кулачок?

Оказывается наш кулак – это размер нашего сердца, которое находится у нас в

груди. 


Сердце я своё открою,
Счастьем поделюсь с тобою.

Все хорошие слова,
Говорю я для тебя!


2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Одоброжелательности)

- Что вам было задано на дом? (Написать на лепестках цветка, какможно проявить доброжелательность по отношению к окружающим)

- Расскажите, что же вы написали?

- Радуетесь ли вы успехам друга? Расскажите об этом.

- Как проявляется доброжелательность в дружбе?

- Молодцы, с домашним заданием вы справились. Ну а сегодня на

уроке мы продолжаем наше знакомство с человеческими ценностями и будем говорить

о щедрости и великодушие.

3. Высказывание к уроку. 

Цитатой нашего урока станет сегодня народная мудрость.

Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом

не узнали.

- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся) 

-Что значит быть щедрым, быть великодушным?

- Как  мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость?

- Великодушие и щедрость – это одно и то же? Можно ли проявить щедрость, не будучи великодушным?

(Ответы учащихся)

- Щедрость и великодушие человека проявляются не только в умении

дарить материальные блага, но и в способности быть добрым, отзывчивым,

внимательным.


- Прочитайте высказывания на слайде.

- Объясните смысл каждого изречения. 


Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. 

А.Н.Радищев 


Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя. 

А.Стендаль 


Великодушие – это способность участвовать в судьбе других людей.

И.Кант 

4. Чтение.

Сорок золотых.

Притча.

             Один падишах

собрал самых выдающихся зодчих и приказал им выстроить такой дворец, в котором

размещалось бы огромная золотая кладовая с сорока окнами.

             Спустя некоторое

время такой дворец, благодаря усилиям зодчих и строителей, появился на самом

видном месте его столицы. Падишах приказал заполнить размещавшуюся в нем

кладовую золотыми монетами и сделать ее государственной казной. Со всей страны

в столицу потянулись повозки с золотыми монетами. Когда работа была закончена и

казна была заполнена, глашатаи объявили указ падишаха: «Слушайте все! По воле

царя царей, фонтана щедрости, выстроена новая казна-дворец с срока окнами. С

этого дня сам падишах через окна будет раздавать золото всем нуждающимся.

Прославляйте же деяния самого щедрого царя!».

             Неудивительно, что

к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день падишах появлялся в

одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. Раздавая

милостыню, он обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходи к

окну, получал золотую монету и уходил.

             Поначалу монарх

решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии

прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снов, он подумал: «Может быть, он

следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так

каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но

когда дервиш пришел на сороковой день и, по своему обыкновению, опять молча

взял золотую монету, терпению падишаха пришел конец. Схватив его за руку,

монарх в страшном гневе закричал:

- Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не

произнёс ни одного благодарного слова за мое благодеяние. Ты что же, копишь эти

деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую честь дервиша!

           Только разгневанный

падишах умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил

в течении сорока дней и сказал:

- Знай, о падишах, что щедрость только тогда воистину щедрость,

когда проявляющий ее соблюдает три условия…

·        

Подумайте и скажите, какие три условия необходимы для человека,

который стремится стать щедрым и великодушным по-настоящему?

(Ответы учащихся)

Окончание

…Дервиш продолжал:

- Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе

условие – не ждать ничего в замен. И третье – доверять, не питать в душе

подозрений.

                Но

падишаху так и не удалось стать воистину щедрым, ведь он стремился к щедрости

только потому, что хотел прославиться среди людей.

- Щедрость – бесценное качество человека, оказание бескорыстной

помощи. Проявлять щедрость – значит стремиться помогать тем, кто нуждается в

помощи.

Вопросы 

-

Что значит быть щедрым человеком? 

-

Что значит быть великодушным? 

(ответы

детей) 

Дервиш -  мусульманский нищенствующий монах.

 

Игра «да-нет». 

Учащиеся

хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос: 

Является

ли щедрым человек, который …. 

-

всегда делится всем, что имеет? 

-

ждет ответной благодарности? 

-

радуется, когда делает подарки? 

-

замечает, что кому-то нужна его помощь? 

-

подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям? 

-

всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил? 

-

счастлив, когда у других появляется что-то хорошее? 

 

Задание. 

Чтение

стихотворения из учебника стр.67 (учащимися). 

Вишня 

М.Исаковский 

В

ясный полдень, на исходе лета 

Шел

старик дорогой полевой, 

Вырыл

вишню молодую где-то 

И,

довольный, нес ее домой. 

Он

глядел веселыми глазами на поля, на дальнюю межу 

И

подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу. 

Пусть

растет большая-пребольшая, 

Пусть

идет и вширь, и в высоту, 

И,

дорогу нашу украшая, 

Каждый

год купается в цвету. 

Путники

в тени ее прилягут, 

Отдохнут

в прохладе, в тишине, 

И,

отведав сочных спелых ягод, 

Может

статься, вспомнят обо мне. 

А

не вспомнят, экая досада, 

Я

об этом вовсе не тужу». 

И

решил он: 

«Все

равно на память 

У

дороги вишню посажу». 


Вопросы: 

-

Как вы думаете, в чем проявились щедрость и великодушие пожилого человека?

(ответы

учащихся) 

-

Человеку от природы свойственно быть щедрым и великодушным, дарить радость

людям. 

-

Ребята, в вашей жизни бывали случаи, когда приходилось делиться чем-либо, а

может и прощать, просить прощения?

5. Творческая деятельность.  

Учащимся

предлагается изготовить подарок для человека, с которым были в ссоре. 

-

Проявите великодушие – сделайте первый шаг к примирению. Подарите открытку – солнышко.

Напишите в открытке добрые пожелания. А в центре солнышка напишите имя

человека, которому адресована открытка. И в конце нашего урока подарите эту

открытку. 

6. Групповое пение.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Дорога к

солнцу»

К. Брейтбурга. мл.; А. Кавалеряна

(дети исполняют песню)

Весь мир нарисован, зеленым и синим 

И

солнце протянет, к нам золота нить 

А

эти дороги - как тысячи линий, 

Которые

можем мы соединить

Припев: 

Дорога

к солнцу, сквозь дни и ночи, 

По

ней идем все дальше ты и я,

Дорога

к солнцу, всегда короче, 

Когда

с тобою рядом верные друзья 

Есть

кисти и краски, а значит понятно, 

Что

цвет можешь выбрать, себе ты любой 

Пока

на планете, есть белые пятна 

Мы

можем их вместе раскрасить с тобой 

Припев. 

Нет

музыки солнца, на свете чудесней, 

И нам еще надо так много успеть 

Обычные

ноты, становятся песней, 

Которую

можем с тобою мы спеть 

Припев.(2

раза)

Когда

с тобою рядом верные друзья.

- Молодцы, я уверенна в том, что если вы по жизни будете добрыми, отзывчивыми,

понимающими, щедрыми, будете тянуться к солнышку, как говорится в этой песни,

идти дорогою добра, то и жизнь ваша станет удачной и весёлой.

7. Домашнее задание.

Учащиеся должны написать, какие поступки своих родных, друзей,

знакомых они считают проявлением щедрости и великодушия.

8. Минутка тишины. под музыку

- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если

хотите, можете закрыть глаза. Послушайте музыку и представьте себе, что вы

пришли на зеленую поляну (пауза). Светит нежное ласковое солнце. Солнышко

прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно

(пауза). На поляне много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки

(пауза). Этих бабочек послали родители…. (перечисляет имена всех присутствующих

детей). Бабочки покружились и сели вам на руку (пауза). Почувствуйте, как

приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза).

Почувствуйте, как ваше сердце любит окружающий мир, родную семью (пауза).

Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку руками

высоко – высоко к солнцу и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру

расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите

бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия.

Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глаза. Потянитесь.

Вздохните. Молодцы!

- Ребята, что можете сделать вы, чтобы ваша семья была счастливой?

- Я думаю, каждому из вас уже в таком возрасте есть за что сказать

«спасибо» своим родителям.

Обобщение (под музыку)

- Щедрость и великодушие – это ценности, живущие в сердце

человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь,

ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении

дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддерживать

добрым словом, теплым взглядом. 

-

Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это – корабль жизни. Я вам

желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое

большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия»

(учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова). В

добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни. 

(Учащиеся

подходят к доске и приклеивают свои кораблики)

  - На этом наш урок самопознания окончен, благодарю вас за внимание и работу на уроке. До скорой встречи!

Просмотров: 383


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст