Тема урока: Щедрость и великодушие.
Цель урока: Расширять представление о щедрости и великодушии.
Задачи урока:
Раскрыть значение понятий «щедрость», «скупость», «великодушие»;
Развивать стремление совершать добрые поступки;
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: песня «Дорога к солнцу», мелодия для минутки тишины.
Ход урока:
1. Позитивный настрой. (под музыку)
- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как
частичка космоса, как маленькое солнышко: светит и озаряет светом, согревает
всех своим теплом. Радуйтесь, удивляйте и удивляйтесь миром, в котором
живёте.
- А сейчас, ребята, поприветствуйте наших гостей.
Учащиеся: Здравствуйте!
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
-Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначенельзя!
-А сейчас сожмите ладошку в кулак. Как вы думаете, на что похож наш кулачок?
Оказывается наш кулак – это размер нашего сердца, которое находится у нас в
груди.
Сердце я своё открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все хорошие слова,
Говорю я для тебя!
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Одоброжелательности)
- Что вам было задано на дом? (Написать на лепестках цветка, какможно проявить доброжелательность по отношению к окружающим)
- Расскажите, что же вы написали?
- Радуетесь ли вы успехам друга? Расскажите об этом.
- Как проявляется доброжелательность в дружбе?
- Молодцы, с домашним заданием вы справились. Ну а сегодня на
уроке мы продолжаем наше знакомство с человеческими ценностями и будем говорить
о щедрости и великодушие.
3. Высказывание к уроку.
Цитатой нашего урока станет сегодня народная мудрость.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом
не узнали.
- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся)
-Что значит быть щедрым, быть великодушным?
- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость?
- Великодушие и щедрость – это одно и то же? Можно ли проявить щедрость, не будучи великодушным?
(Ответы учащихся)
- Щедрость и великодушие человека проявляются не только в умении
дарить материальные блага, но и в способности быть добрым, отзывчивым,
внимательным.
- Прочитайте высказывания на слайде.
- Объясните смысл каждого изречения.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
А.Н.Радищев
Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя.
А.Стендаль
Великодушие – это способность участвовать в судьбе других людей.
И.Кант
4. Чтение.
Сорок золотых.
Притча.
Один падишах
собрал самых выдающихся зодчих и приказал им выстроить такой дворец, в котором
размещалось бы огромная золотая кладовая с сорока окнами.
Спустя некоторое
время такой дворец, благодаря усилиям зодчих и строителей, появился на самом
видном месте его столицы. Падишах приказал заполнить размещавшуюся в нем
кладовую золотыми монетами и сделать ее государственной казной. Со всей страны
в столицу потянулись повозки с золотыми монетами. Когда работа была закончена и
казна была заполнена, глашатаи объявили указ падишаха: «Слушайте все! По воле
царя царей, фонтана щедрости, выстроена новая казна-дворец с срока окнами. С
этого дня сам падишах через окна будет раздавать золото всем нуждающимся.
Прославляйте же деяния самого щедрого царя!».
Неудивительно, что
к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день падишах появлялся в
одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. Раздавая
милостыню, он обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходи к
окну, получал золотую монету и уходил.
Поначалу монарх
решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии
прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снов, он подумал: «Может быть, он
следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так
каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но
когда дервиш пришел на сороковой день и, по своему обыкновению, опять молча
взял золотую монету, терпению падишаха пришел конец. Схватив его за руку,
монарх в страшном гневе закричал:
- Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не
произнёс ни одного благодарного слова за мое благодеяние. Ты что же, копишь эти
деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую честь дервиша!
Только разгневанный
падишах умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил
в течении сорока дней и сказал:
- Знай, о падишах, что щедрость только тогда воистину щедрость,
когда проявляющий ее соблюдает три условия…
·
Подумайте и скажите, какие три условия необходимы для человека,
который стремится стать щедрым и великодушным по-настоящему?
(Ответы учащихся)
Окончание
…Дервиш продолжал:
- Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе
условие – не ждать ничего в замен. И третье – доверять, не питать в душе
подозрений.
Но
падишаху так и не удалось стать воистину щедрым, ведь он стремился к щедрости
только потому, что хотел прославиться среди людей.
- Щедрость – бесценное качество человека, оказание бескорыстной
помощи. Проявлять щедрость – значит стремиться помогать тем, кто нуждается в
помощи.
Вопросы
-
Что значит быть щедрым человеком?
-
Что значит быть великодушным?
(ответы
детей)
Дервиш - мусульманский нищенствующий монах.
Игра «да-нет».
Учащиеся
хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос:
Является
ли щедрым человек, который ….
-
всегда делится всем, что имеет?
-
ждет ответной благодарности?
-
радуется, когда делает подарки?
-
замечает, что кому-то нужна его помощь?
-
подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?
-
всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?
-
счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?
Задание.
Чтение
стихотворения из учебника стр.67 (учащимися).
Вишня
М.Исаковский
В
ясный полдень, на исходе лета
Шел
старик дорогой полевой,
Вырыл
вишню молодую где-то
И,
довольный, нес ее домой.
Он
глядел веселыми глазами на поля, на дальнюю межу
И
подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу.
Пусть
растет большая-пребольшая,
Пусть
идет и вширь, и в высоту,
И,
дорогу нашу украшая,
Каждый
год купается в цвету.
Путники
в тени ее прилягут,
Отдохнут
в прохладе, в тишине,
И,
отведав сочных спелых ягод,
Может
статься, вспомнят обо мне.
А
не вспомнят, экая досада,
Я
об этом вовсе не тужу».
И
решил он:
«Все
равно на память
У
дороги вишню посажу».
Вопросы:
-
Как вы думаете, в чем проявились щедрость и великодушие пожилого человека?
(ответы
учащихся)
-
Человеку от природы свойственно быть щедрым и великодушным, дарить радость
людям.
-
Ребята, в вашей жизни бывали случаи, когда приходилось делиться чем-либо, а
может и прощать, просить прощения?
5. Творческая деятельность.
Учащимся
предлагается изготовить подарок для человека, с которым были в ссоре.
-
Проявите великодушие – сделайте первый шаг к примирению. Подарите открытку – солнышко.
Напишите в открытке добрые пожелания. А в центре солнышка напишите имя
человека, которому адресована открытка. И в конце нашего урока подарите эту
открытку.
6. Групповое пение.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Дорога к
солнцу»
К. Брейтбурга. мл.; А. Кавалеряна
(дети исполняют песню)
Весь мир нарисован, зеленым и синим
И
солнце протянет, к нам золота нить
А
эти дороги - как тысячи линий,
Которые
можем мы соединить
Припев:
Дорога
к солнцу, сквозь дни и ночи,
По
ней идем все дальше ты и я,
Дорога
к солнцу, всегда короче,
Когда
с тобою рядом верные друзья
Есть
кисти и краски, а значит понятно,
Что
цвет можешь выбрать, себе ты любой
Пока
на планете, есть белые пятна
Мы
можем их вместе раскрасить с тобой
Припев.
Нет
музыки солнца, на свете чудесней,
И нам еще надо так много успеть
Обычные
ноты, становятся песней,
Которую
можем с тобою мы спеть
Припев.(2
раза)
Когда
с тобою рядом верные друзья.
- Молодцы, я уверенна в том, что если вы по жизни будете добрыми, отзывчивыми,
понимающими, щедрыми, будете тянуться к солнышку, как говорится в этой песни,
идти дорогою добра, то и жизнь ваша станет удачной и весёлой.
7. Домашнее задание.
Учащиеся должны написать, какие поступки своих родных, друзей,
знакомых они считают проявлением щедрости и великодушия.
8. Минутка тишины. под музыку
- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если
хотите, можете закрыть глаза. Послушайте музыку и представьте себе, что вы
пришли на зеленую поляну (пауза). Светит нежное ласковое солнце. Солнышко
прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно
(пауза). На поляне много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки
(пауза). Этих бабочек послали родители…. (перечисляет имена всех присутствующих
детей). Бабочки покружились и сели вам на руку (пауза). Почувствуйте, как
приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза).
Почувствуйте, как ваше сердце любит окружающий мир, родную семью (пауза).
Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку руками
высоко – высоко к солнцу и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру
расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите
бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия.
Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глаза. Потянитесь.
Вздохните. Молодцы!
- Ребята, что можете сделать вы, чтобы ваша семья была счастливой?
- Я думаю, каждому из вас уже в таком возрасте есть за что сказать
«спасибо» своим родителям.
Обобщение (под музыку)
- Щедрость и великодушие – это ценности, живущие в сердце
человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь,
ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении
дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддерживать
добрым словом, теплым взглядом.
-
Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это – корабль жизни. Я вам
желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое
большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия»
(учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова). В
добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни.
(Учащиеся
подходят к доске и приклеивают свои кораблики)
- На этом наш урок самопознания окончен, благодарю вас за внимание и работу на уроке. До скорой встречи!